Куда такие этруски, и причем здесь русские. Этрусская цивилизация Этрусский период

(1494-1559)

Аргументация миграционной версии

В пользу второй теории говорят труды Геродота , появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот , этруски — это выходцы из Лидии , области в Малой Азии , — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной . Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах , которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула Микенская цивилизация и пала империя хеттов , то есть датировать появление тирренов следует XIII веком до н. э. или чуть более поздним временем. Возможно, с этим преданием связан миф о бегстве на запад троянского героя Энея и основании римского государства, имевший большую важность для этрусков. Гипотезу Геродота подтверждают данные генетического анализа, которые подтверждают родство этрусков с обитателями земель, в настоящее время относящихся к Турции .

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако имеется также версия, что этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы». С этрусками этого раннего периода А. Эрман отождествлял легендарное племя турша, жившее в восточном Средиземноморье и совершавшее захватнические набеги на Египет (XIII-VII вв. до н. э.) .

Аргументация комплексной версии

На материале античных источников и данных археологии можно сделать вывод о том, что в этногенезе этрусков приняли участие древнейшие элементы доисторического средиземноморского единства в период начала движения с Востока на Запад в IV-III тыс. до н. э.; также волна переселенцев с ареала Чёрного и Каспийского морей во II тыс. до н. э. В процессе формирования этрусской общности встречены следы эгейских и эгейско-анатолийских эмигрантов. В подтверждение тому приводятся результаты раскопок на о. Лемнос (Эгейское море), где были встречены надписи, близкие грамматическому строю этрусского языка.

Географическое положение

Точные пределы Этрурии определить пока не представляется возможным. Начало истории и культуры этрусков положено в регионе Тирренского моря и ограничено бассейном рек Тибр и Арно . В речную сеть страны входили также реки Авенция, Весидия, Цэцина, Алуза, Умбро, Оза, Альбиния, Армента, Марта, Минио, Аро. Широкая речная сеть создавала условия для развитого земледелия, в ряде мест осложнённого заболоченными участками. Южная Этрурия, почвы которой были часто вулканического происхождения, имела обширные озёра: Циминское, Алсиетиское, Статоненское, Вольсинское, Сабатинское, Тразименское . Более половины территории страны занимали горы и холмы. По росписям и рельефам можно судить о разнообразии флоры и фауны региона. Этруски культивировали кипарис, мирт, гранатовое дерево, привезённое в Италию из Карфагена (изображение граната встречается на предметах этрусков в VI в. до н. э.).

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов контролировал определенную территорию. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

От названия этого города (этр. — Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» — так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка — единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшего двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции — ориентализирующего или геометрического, классического (эллинистического), а также возвышения Рима. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Самым важным из исторических источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ему, первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации — изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха в урнах.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла культурную самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. жители Этрурии получили римское гражданство. К этому времени процесс романизации этрусских городов был практически завершён вместе с собственно этрусской историей.

Искусство и культура

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX — началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самыми примечательными из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Этрусский язык и литература

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

    По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

    Предметы роскоши и ювелирные изделия

    На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря , слоновой кости , драгоценных камней, золота и серебра.
    Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы , украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью.

    Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии , изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду.

    Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески или булла часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые.
    Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

    • Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов — гаруспиков [
      ] . Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем [
      ] . В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто [
      ] .
      Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой.

      Досуг

      Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям [
      ] .
      Также, этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

      Экономика

      Ремёсла и сельское хозяйство

      Основой процветания Этрурии было земледелие , которое позволяло содержать скот и экспортировать излишки пшеницы в крупнейшие города Италии. В археологическом материале найдены зёрна полбы, овса и ячменя. Высокий уровень земледелия этрусков позволял заниматься селекцией — был получен этрусский сорт полбы , впервые они начали возделывать культурный овёс . Лён шёл на шитье туник и плащей, корабельных парусов . Этот материал использовался для записи различных текстов (позже это достижение было заимствовано римлянами). Имеются свидетельства антиков о прочности льняной нити, из которой этрусские ремесленники изготавливали панцири (гробница VI в. до н. э., Тарквинии). Довольно широко этруски применяли искусственное орошение , дренаж , регулирование течения рек. Известные археологической науке древние каналы находились у этрусских городов Спина, Вейи , в районе Коды.

      В недрах Апеннин залегали медь, цинк, серебро, железо, на острове Ильва (Эльба) железнорудные запасы — всё разрабатывалось этрусками. Наличие многочисленных изделий из металла в гробницах VIII в. до н. э. в Этрурии ассоциируется с адекватным уровнем рудного дела и металлургии. Остатки горнорудного дела широко встречены у древней Популонии (район Кампилья Марритима). Анализ позволяет установить, что выплавка меди и бронзы предшествовала железообработке. Встречаются находки из меди, инкрустированные железными миниатюрными квадратиками — приём, применяемый при работе с дорогостоящими материалами. В VII в. до н. э. железо ещё было редким металлом для обработки. Тем не менее металлообработка в городах и колониальных центрах выявлена: в Капуе и Ноле было развито производство металлической посуды, в Минтурнах, Венафре, Суэссе найден ассортимент предметов кузнечного ремесла. Мастерские по обработке металлов отмечены в Марцаботто. Для того времени добыча и обработка меди и железа была значительной по масштабам применения. В этой области этруски преуспели в сооружении шахт для ручной добычи руды.

Италия в Новое время (1559-1814)

Современная история

Военная история Италии

Экономическая история Италии

Избирательная история

История моды в Италии

История денег в Италии

История музыки в Италии

Портал «Италия»

Вплоть до середины XX в. «лидийская версия» подвергалась серьёзной критике, особенно после дешифровки лидийских надписей — их язык не имел ничего общего с этрусским. Однако по современным представлениям, этрусков следует отождествлять не с лидийцами, а с более древним, доиндоевропейским населением запада Малой Азии, известным как «протолувийцы» или «народы моря ».

История

Становление, развитие и распад этрусского государства происходили на фоне трёх периодов Древней Греции — ориентализирующего, или геометрического, классического, эллинистического, а также возвышения Римской Республики. Более ранние этапы даны в соответствии с автохтонической теорией происхождения этрусков.

Протовиллановианский период

Погребальная урна в виде хижины. IX век до н. э.

Самым важным из этрусских источников, обозначивших начало этрусской цивилизации, является этрусское летоисчисление saecula (столетий). Согласно ей первое столетие древнего государства, saeculum, началось примерно в XI или X веке до н. э. Это время относится к так называемому протовиллановианскому периоду (XII-X века до н. э.). Данных о протовиллановианцах чрезвычайно мало. Единственное важное свидетельство о начале новой цивилизации — изменение погребального обряда, который стал совершаться путём кремации тела на погребальном костре с последующим захоронением праха на полях урн.

Периоды Вилланова I и Вилланова II

После утраты независимости Этрурия некоторое время сохраняла самобытность. Во II-I веках до н. э. продолжало существовать местное искусство; этот период также называют этрусско-римским. Но постепенно этруски перенимали образ жизни римлян. В 89 году до н. э. этрускам было даровано римское гражданство. К этому времени процесс ассимиляции этрусских городов был почти завершён. И всё же во II веке н. э. некоторые этруски говорили на своём языке. Гораздо дольше просуществовали гаруспики , этрусские предсказатели. Однако этрусская история была завершена.

Искусство

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX — началу VIII вв. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э.

Этруски долго сохраняли архаические культы первых италийских поселенцев и проявляли особенный интерес к смерти и загробному миру. Поэтому этрусское искусство значительно было связано с украшением гробниц, причем исходя из концепции, что предметы в них должны сохранять связь с реальной жизнью. Самым примечательным из сохранившихся памятников являются скульптура и саркофаги.

Наука

Об этрусской науке нам известно очень мало, за исключением медицины, вызывавшей восхищение у римлян. Этрусские врачи хорошо знали анатомию, и не случайно древний историк писал про «Этрурию, прославленную открытием лекарств». Некоторых успехов они достигли в стоматологии: в некоторых погребениях, например, даже были найдены зубные протезы.

Очень мало дошло до нас также сведений о литературе, научных и исторических трудах, созданных этрусками.

Города и некрополи

Каждый из этрусских городов оказывал влияние на территорию, которую контролировал. Точное количество жителей этрусских городов-государств неизвестно, по приблизительным подсчетам население Черветери в период расцвета составляло 25 тысяч человек.

Черветери был самым южным городом Этрурии, он контролировал залежи металлоносной руды, обеспечившей благосостояние города. Поселение располагалось рядом с побережьем на крутом уступе. Некрополь по традиции находился за пределами города. К нему вела дорога, по которой провозили погребальные повозки. По обеим сторонам дороги располагались гробницы. Тела покоились на скамьях, в нишах или терракотовых саркофагах. Вместе с ними помещали личные вещи усопшего.

Фундаменты домов в этрусском городе Марцаботто

От названия этого города (этр. — Цере) впоследствии произошло римское слово «церемония» — так римляне называли некоторые погребальные обряды.

Соседний город Вейи отличался отличной защитой. Город и его акрополь были окружены рвами, делавшими Вейи почти неприступным. Здесь обнаружили алтарь , фундамент храма и резервуары для воды. Вулка — единственный этрусский скульптор, имя которого нам известно, являлся уроженцем Вей. Область вокруг города примечательна вырубленными в скале проходами, служившими для отвода воды.

Признанным центром Этрурии являлся город Тарквиния. Название города происходит от сына или брата Тиррена Таркона, основавшим двенадцать этрусских полисов. Некрополи Тарквинии сосредотачивались возле холмов Колле-де-Чивита и Монтероцци . Вырубленные в скале гробницы защищались курганами, камеры расписывались в течение двухсот лет. Именно здесь обнаружили великолепные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке.

При закладке города этруски соблюдали ритуалы, подобные римским. Выбиралось идеальное место, выкапывалась яма, в которую бросали жертвоприношения. От этого места основатель города плугом, запряженным коровой и быком, проводил борозду, определявшую положение городских стен. Там, где это было возможно, этруски использовали решетчатую планировку улиц, ориентируя их по сторонам света.

Быт

Описанные выше дома и гробницы принадлежали людям, которые могли себе позволить приобретать предметы роскоши. Поэтому большинство предметов быта, найденных на раскопках, рассказывают о жизни высших слоев этрусского общества.

Керамика

Свои керамические изделия этруски создавали, вдохновляясь работами греческих мастеров. Формы сосудов менялись на протяжении столетий, равно как техника изготовления и стиль. Виллановианцы изготовляли гончарные изделия из материала, часто называемого импасто , хотя это не совсем корректный термин для описания италийских сосудов из глины с примесью, обожженных до коричневого или черного цвета.

Приблизительно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие сосуды буккеро — характерная для этрусков черная керамика. Ранние сосуды буккеро были тонкостенные, украшенные насечками и орнаментом. Позднее излюбленным мотивом стала процессия животных и людей. Постепенно сосуды буккеро становились вычурными, перегруженными украшениями. Этот тип керамики исчез уже к V веку до н. э.

В VI веке получила распространение чернофигурная керамика. Этруски в основном копировали изделия из Коринфа и Ионии, добавляя что-то свое. Этруски продолжали производить чернофигурные сосуды, когда греки перешли к краснофигурной технике. Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э. Излюбленными сюжетами были мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими. Центром производства были Вульчи . Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веке до н. э. Но постепенно стиль склонялся к черной керамике — сосуд покрывался краской, что имитировало металл. Встречались посеребренные сосуды, изысканной формы, украшенные горельефами . Поистине знаменитой стала керамика из Ареццо , использовавшаяся на столах римлян в последующие столетия.

Изделия из бронзы

В работе с бронзой этрускам не было равных. Это признавали даже греки. Они коллекционировали некоторые предметы этрусской бронзы. Бронзовые сосуды, особенно для вина, часто повторяли греческие формы. Из бронзы делались черпаки и сита. Некоторые изделия украшались барельефами, ручки имели форму головок птиц или животных. Из бронзы делались канделябры для свечей. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний. Среди прочей бронзовой утвари встречаются крюки для мяса, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний, подставки для игры коттабос.

Особую категорию составляли предметы женского туалета. Одним из самых известных изделий этрусских мастеров были бронзовые ручные зеркальца. Некоторые снабжены откидными ящичками, украшены горельефами. Одну поверхность тщательно полировали, обратную украшали гравировкой или горельефом. Из бронзы делались стригилы — лопаточки для счищения масла и грязи, цисты, пилки для ногтей, ларчики.

Другие предметы обихода

Самые лучшие предметы в этрусском доме делались из бронзы. Прочие были утрачены, поскольку делались из дерева, кожи, лозы, ткани. Об этих предметах мы знаем благодаря различным изображениям. На протяжении нескольких столетий этруски пользовались креслами с высокой округлой спинкой, прототипом которого было плетеное кресло. Изделия из Кьюзи — стулья со спинками и столы с четырьмя ножками — свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. этруски сидели за столом во время принятия пищи. В Этрурии было распространено совместное принятие пищи супругами; они вместе возлежали на греческом ложе-клине, которое покрывалось тюфяками и подушками, сложенными вдвое. Перед ложем ставились низкие столики. В VI веке до н. э. появляется много складных стульчиков. Этруски также заимствовали у греков стулья с высокими спинками и высокие столы — на такие ставились кратеры и ойнохойи .

По современным стандартам этрусские дома обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не использовали полки и шкафы, вещи и провизию хранили в ларцах, корзинах или вешали на крюки.

Предметы роскоши и ювелирные изделия

На протяжении столетий этрусские аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши из стекла, фаянса , янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, золота и серебра. Виллановианцы в VII веке до н. э. носили стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески из Восточного Средиземноморья. Самыми важными местными изделиями были фибулы , изготовленные из бронзы, золота, серебра и железа. Последние считались редкостью. Исключительное благосостояние Этрурии в VII веке до н. э. вызвало бурное развитие ювелирного дела и приток импортных изделий. Серебряные чаши импортировались из Финикии, изображения на них копировались этрусскими мастерами. Из ввозимой с Востока слоновой кости изготавливали шкатулки и кубки. Большинство ювелирных изделий производилось в Этрурии. Золотых дел мастера использовали гравировку, филигрань и зернение. Кроме фибул были широко распространены булавки, пряжки, ленты для волос, серьги, кольца, ожерелья, браслеты, пластинки на одежду. Во время архаики украшения стали более вычурными. В моду вошли серьги в виде крошечных мешочков и дискообразные серьги. Использовались полудрагоценные камни и цветное стекло. В этот период появились прекрасные геммы. Полые подвески часто играли роль амулетов, их носили дети и взрослые. Этрусские женщины эллинистического периода предпочитали украшения греческого типа. Во II веке до н. э. на голове носили тиару, в ушах маленькие серьги с подвесками, на плечах застежки в виде дисков, руки украшали браслеты и кольца.

Одежда и прически

Одежда состояла главным образом из накидки и рубашки. Голову покрывали высокой шапкой с круглым верхом и загнутыми полями. Женщины распускали волосы по плечам или заплетали их в косы и покрывали голову шапочкой. Обувью для мужчин и женщин служили сандалии. Этруски все носили короткие волосы, за исключением жрецов — гаруспиков. Жрецы свои волосы не стригли, но убирали их со лба узкой головной повязкой, золотым или серебряным обручем. В более древний период этруски свои бороды коротко стригли, но позднее их стали сбривать начисто.

Военная организация и экономика

Военная организация

Торговля

Ремесла и сельское хозяйство

Религия

Этруски обожествляли силы природы и поклонялись множеству богов и богинь. Основными божествами этого народа считались Тин (Тиния) — верховный бог неба, Уни и Менрва. Кроме них было много и других богов. Небо было разделено на 16 областей, в каждой из них обитало своё божество. В мировоззрении этрусков существовали также боги моря и преисподней, природных стихий, рек и ручьев, боги растений, ворот и дверей; и обожествленные предки; и просто различные демоны (например, Демон Тухулка с ястребиным клювом и клубком змей на голове вместо волос, который являлся исполнителем воли богов преисподней).

Этруски верили, что боги могут покарать людей за промахи и недостаток внимания к своим персонам, и поэтому для их умилостивления нужно приносить жертвы. Наибольшей жертвой полагалась человеческая жизнь. Как правило, это были преступники или пленники, которых заставляли вести смертельные бои во время похорон знатных людей. Однако в критические моменты этруски приносили в жертву богам и собственные жизни.

Власть и социальная структура общества

Досуг

Этруски любили участвовать в боевых состязаниях и, возможно, в помощи по хозяйству другим людям. Также этруски имели театр , но он не получил такого распространения, как, например, аттический театр, а найденных рукописей пьес недостаточно для окончательного анализа.

Топонимика

С этрусками связан ряд географических названий. Тирренское море было названо так древними греками , поскольку контролировалось «тирренами» (греческое название этрусков). Адриатическое море было названо в честь этрусского города-порта Адрия, контролировавшего северную часть этого моря. В Риме этрусков называли «туски», что отразилось позднее в названии административной области Италии Тосканы .

Этрусский язык и литература

Родственные связи этрусского языка являются дискуссионными. Составление словаря этрусского языка и расшифровка текстов продвигаются медленно и по сей день далеки от завершения.

Источники

  • Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3-х тт. М.: Рубежи XXI, 2005. Серия «Историческая библиотека».
  • Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3-х тт. М.: Наука 1989-1994. Серия «Памятники исторической мысли».
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3-х тт. М.: Наука, 1961, 1963, 1964. Серия «Литературные памятники».
  • Павел Орозий. История против язычников. Книги I-VII: В В 3-х тт. СПб.: Алетейя, 2001-2003. Серия «Византийская библиотека».

Литература

  • Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М.: Центрполиграф, 2004.
  • Бор Матей, Томажич Иван. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сб. ст. М.;СПб.: Д-р Франце Прешерн, Алетейя, 2008.
  • Буриан Ян, Моухова Богумила.
    Загадочные этруски / Отв. ред. А. А. Нейхардт; пер. с чешского П. Н. Антонова. — М
    .: Наука (ГРВЛ, 1970. — 228 с. — (По следам исчезнувших культур Востока). — 60 000 экз.

    (обл.)

  • Василенко Р. П. Этруски и христианская религия // Античный мир и археология. Саратов, 1983. Вып. 5. С. 15-26.
  • Вогэн А. Этруски. М.: КРОН-Пресс, 1998.
  • Готтенрот Ф. Царство людей. 1994. С. 35-36.
  • Ельницкий Л. А. Из новейшей литературы об этрусках // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 215-221.
  • Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.
  • Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации Италии в VII-IV вв. до н. э. Л.: Изд-во ЛГУ 1965.
  • Кондратов А. А. Этруски — загадка номер один. М.: Знание, 1977.
  • Мавлеев Е. В. Лукумоны // Наука и религия.
  • Мавлеев Е. В. Мастер «Суда Париса» из Оберлин Колледж в Эрмитаже // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1982. Вып. 47. С. 44-46.
  • Майяни Закари. Этруски начинают говорить. М.: Наука, 1966. (Переизд: Майяни З. По следам этрусков. М.: Вече, 2003).
  • Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2006. Серия «Быт, религия, культура».
  • Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М.: Изд-во МГУ, 1983.
  • Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М.: Рефл-Бук, 2000.
  • Немировский А. И. Археологические музеи Тосканы // Вестник древней истории. 1992. № 1. С. 237-244.
  • Немировский А. И., Харсекин А. И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1969.
  • Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М.: Наука, 1983.
  • Пенни Дж.
    Языки Италии // . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. Под ред. Дж. Бордмэна и др. Пер. с англ. А. В. Зайкова. М., 2011. С. 852-874. – ISBN 978-5-86218-496-9
  • Риджуэй Д. Этруски // Кембриджская история древнего мира . Т. IV: Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525–479 гг. до н. э. М., 2011. С. 754-808.
  • Робер Жан-Ноэль. Этруски. М.: Вече, 2007. (Серия «Гиды цивилизаций»).
  • Соколов Г. И. Искусство этрусков . М.: Искусство, 1990.
  • Тюийе Ж.-П. Цивилизация этрусков / Пер. с фр. М.: АСТ, Астрель, 2012. — 254 с. — Серия «Историческая библиотека», 2 000 экз., ISBN 978-5-271-37795-2 , ISBN 978-5-17-075620-3
  • Эргон Жак. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. Серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества».
  • Этруски: италийское жизнелюбие. М.: ТЕРРА, 1998. Серия Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации».
  • Macnamara E. Everyday life of the etruscans. М., 2006.

См. также

Ссылки

Этруски

История Происхождение этрусков ·
Основание Рима ·
Тиррен ·
Тиррены ·
Тархон ·
Капис ·
Луций Тарквиний Приск ·
Танаквиль ·
Тарквиний Гордый ·
Порсенна ·
Сервий Туллий ·
Ларс Толумний ·
Целий Вибенна ·
Тит Вестриций Спуринна ·
Vicus Tuscus ·
Арун ·
Реты
Культура
Тагес ·
Вулка ·
Персий ·
Тит Ларций Флав ·
Искусство ·
Архитектура ·
Этрусские терракотовые воины ·
Монеты ·
Аполлон Вейский ·
Химера из Ареццо ·
Corpus Speculorum Etruscorum ·
Гробница ревущих львов ·
Саркофаг супругов ·
Ювелирное искусство ·
Общество ·
Религия ·
Мифология ·
Мифологические персонажи ·
Этрусские Сивиллы ·
Гаруспики ·
Печень из Пьяченцы ·
Этрусские имена греческих героев ·
Fanum Voltumnae ·
Мезенций ·

Этруски
, древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки .

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. ) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка ; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.

Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают , вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Глава 2. Происхождение этрусского народа.

Этруски всегда считались таинственным народом, имевшим мало общего с окружавшими его племенами. Вполне естественно, и в древности, и сейчас пытались выяснить, откуда же он взялся. Это тонкая и сложная проблема, и по сей день не получившая общепризнанного решения. Как обстоят дела в наше время? Чтобы ответить на вопрос, важно вспомнить мнения древних авторов по этому поводу, а также последующие суждения современных ученых. Таким образом мы выясним, позволяют ли известные нам факты прийти к какому-либо разумному решению.

В древности по данному вопросу сложилось почти единодушное мнение. Оно основывалось на рассказе Геродота, первого великого греческого историка,
о приключениях, которые привели тирренцев на землю Тосканы. Вот что он пишет:

«Говорят, в правление Атиса, сына Мана, всю Лидию охватил великий голод. Какое-то время лидийцы старались вести обычную жизнь; но, поскольку голод не прекращался, они пытались что-нибудь придумать: одни предлагали одно, другие – другое. Говорят, именно тогда были изобретены игра в кости, игра в бабки, игры в мяч и другие, но только не игра в шашки, так как на ее изобретение лидийцы не претендуют. И вот как эти изобретения помогали им бороться с голодом: из каждых двух дней один день целиком посвящали игре, чтобы забыть о поисках пропитания. На следующий день люди прерывали игру и ели. Так они жили восемнадцать лет.

Но так как бедствие не только не утихало, а, напротив, усиливалось, царь разделил лидийский народ на две части; одна из них по жребию должна была остаться, вторая – покинуть страну. Царь возглавил ту группу, что должна была остаться, а во главе второй группы поставил своего сына Тиррена. Те лидийцы, которым жребий велел покинуть страну, отправились в Смирну, построили корабли, погрузили на них все свои пожитки и отплыли на поиск земель и средств к пропитанию. Исследовав берега многих стран, они наконец достигли земли умбрийцев. Там они основали города, где живут по сей день. Но они перестали называться лидийцами, взяв себе название по имени возглавлявшего их царя. Таким образом, они получили имя тирренцы».

Мы действительно знаем, что жители Тускии, которых римляне называли тусками или этрусками (отсюда и нынешнее название Тосканы), у греков были известны как тирренцы
. Отсюда, в свою очередь, возникло название Тирренского моря
, на берегах которого этруски построили свои города. Таким образом, Геродот рисует картину миграции восточного народа, и в его изложении этруски оказываются теми же лидийцами,
которые, согласно хронологии греческих историков, покинули свою страну довольно поздно – в XIII веке до н. э. и поселились на берегах Италии.

Следовательно, вся этрусская цивилизации происходит непосредственно с Малоазиатского плато. Геродот писал свой труд в середине V в. до н. э. Почти все греческие и римские историки приняли его точку зрения. Вергилий, Овидий и Гораций в своих поэмах нередко называют этрусков лидийцами. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи лидийский город Сарды
сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков. Сенека
приводит этрусков как пример миграции целого народа и пишет: «Tuscos Asia sibi vindicat» – «Азия считает, что она породила туcков».

Итак, классические авторы не сомневались в истинности древних преданий, которые, насколько нам известно, впервые огласил Геродот. Однако греческий теоретик Дионисий Галикарнасский,
живший в Риме при Августе, заявлял, что не может придерживаться этого мнения. В первом своем труде по римской истории он пишет следующее: «Я не думаю, что тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный; и нельзя сказать, что они сохранили какие-либо другие черты, которые носили бы следы происхождения с их предполагаемой родины. Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы, и, по крайней мере с этой точки зрения, они отличаются от лидийцев сильнее, чем даже от пеласгов. Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из-за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие другие народы».

Таким образом, уже в древние времена существовали два противоположных мнения о происхождении этрусков
. В новое время дискуссия разгорелась снова. Некоторые ученые вслед за Никола Фрере
, который в конце XVIII века был постоянным секретарем Академии надписей и изящной словесности, предлагали третье решение в придачу к двум уже существующим. Согласно ему, этруски, как и другие италийские народы, пришли с севера; этруски имели индоевропейские корни
и входили в состав одной из волн захватчиков, которые последовательно обрушивались на полуостров начиная с 2000 г. до н. э.
В настоящее время этот тезис, хотя и не опровергнутый полностью, имеет очень мало приверженцев. Не выдерживает он и проверки фактами. Поэтому мы должны сразу же его отбросить, чтобы избежать ненужного усложнения проблемы.

Эта нордическая гипотеза
основывается на мнимой связи между названием ретов
, или ретийцев, с которыми сражался Друз, сын Августа, и именем «расена»
, которым, по свидетельствам классических авторов, называли себя этруски.
Наличие ретийцев якобы представляет собой историческое доказательство, что в древние времена этруски пришли с севера и пересекли Альпы. И это мнение вроде бы находит подтверждение у Тита Ливия,
который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски.
Ретийцев сама природа их страны обратила в дикое состояние, так что они не сохранили ничего от своей древней прародины, за исключением говора,
да и то в крайне искаженной форме» (
V, 33, II). Наконец, в областях, где жили ретийцы, действительно были найдены надписи на языке, аналогичном этрусскому.

На самом же деле перед нами пример того, как из истинных фактов выводятся ложные заключения. Присутствие этрусков в Ретии – реальность
. Но это произошло сравнительно недавно и никак не связано с гипотетическим переходом этрусков по альпийским долинам. Лишь в IV веке до н. э., когда из-за кельтского вторжения этрускам пришлось уйти с Паданской равнины, они нашли убежище в альпийских предгорьях.
Ливии, если внимательно проанализировать его текст, не имеет в виду ничего иного, и найденные в Ретии надписи этрусского типа, созданные не ранее III веке до н. э.
, превосходно объясняются именно этим перемещением этрусских беженцев на север.

Тезис о восточном происхождении этрусков имеет куда больше оснований
. Похоже, он недвусмысленно подтверждается многими данными лингвистики и археологии.
Многие черты этрусской цивилизации очень сильно напоминают то, что нам известно о цивилизациях древней Малой Азии. Хотя различные азиатские мотивы в этрусской религии и искусстве, в конце концов, можно объяснить случайным совпадением, сторонники этого тезиса полагают, что восточные черты этрусской цивилизации слишком многочисленны и слишком заметны; поэтому, указывают они, следует исключить гипотезу о чистом совпадении.

Самоназвание этрусков – «расена» –
можно найти в многочисленных очень похожих формах в различных наречиях Малой Азии. Эллинизированное название «тирренцы» или «тирсенцы»
также, видимо, происходит с Анатолийского плато. Это – прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра»
. Нам известно о местности в Лидии, которая точно так и называлась – Тирра.
Появляется искушение увидеть взаимосвязь между этрусским и лидийским словами и приписать какое-то значение этой любопытной параллели. Если судить по латинскому слову turris – «башня»,
– несомненно, происшедшему от этого корня, то название «тирренцы» буквально означает «люди цитадели»
. Корень очень часто встречается в этрусском языке.
Достаточно вспомнить Тархона
, брата или сына Тиррена, который основал Тарквинию
и додекаполис – лигу из двенадцати этрусских городов. Или же саму Тарквинию, священный город древней Этрурии (Тускии). Однако, имена, образованные от корня tarch,
часто встречаются и в Малой Азии. Там их давали богам или правителям.

В 1885 г.
два молодых учёных французской школы в Афинах, Кузен и Дюррбак, сделали крупное открытие на острове Лемнос в Эгейском море.
Неподалеку от деревни Каминия они нашли погребальную стелу с украшениями и надписями. Мы видим на ней изображенное в профиль лицо воина с копьем и два вытесанных текста
: один вокруг головы воина, другой на боковой стороне стелы. Этот памятник, творение местного архаического искусства, создан не позже VII века до н. э
., то есть гораздо раньше, чем греки завоевали остров (510 г. до н. э.). Надписи выполнены греческими буквами, но их
язык – не греческий.
Очень быстро было подмечено сходство этого языка с языком этрусков. Здесь и там одни и те же окончания; похоже, словообразование совершается по одинаковым правилам. Таким образом, на острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский.
И стела – не единичное доказательство. Незадолго до Второй мировой войны исследователи итальянской школы нашли на острове и другие фрагменты надписей на том же языке – очевидно, на языке, которым пользовались обитатели острова до его завоевания Фемистоклом.

Если же тирренцы происходили из Анатолии, они вполне могли останавливаться на таких эгейских островах, как Лемнос, оставляя на них небольшие общины. Появление стелы из Каминии, более или менее совпадающее по времени с зарождением этрусской цивилизации, вполне объяснимо с позиций гипотезы о восточном происхождении этрусков.

Рис. 5. Погребальная стела из Каминии на острове Лемнос. Национальный музей, Афины.

Пытаясь решить эту проблему, исследователи обратились к антропологии. Систематическое исследование примерно сорока черепов, найденных в этрусских могилах итальянским антропологом Серджи, не дало убедительных результатов и не выявило сколько-нибудь существенной разницы между данными из Этрурии и из других областей Италии. Сэр Гэвин де Вир недавно выступил с идеей воспользоваться генетическими свидетельствами, основанными на группах крови. Пропорция, в которой встречаются четыре группы крови,
более или менее постоянна у каждого народа. Следовательно, изучая группы крови, можно узнать о происхождении и степени родства народов, не слишком разделенных во времени.

Поскольку на протяжении веков население Тосканы оставалось относительно стабильным, современные тосканцы должны сохранить гены
, унаследованные от этрусков (гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b
обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево
и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии)

На картах, показывающих распределение групп крови в современной Италии, в центре полуострова выделяется область с явными отличиями от остального населения Италии и имеющая сходство с восточными народами. Результаты этих исследований позволяют нам оценить возможные признаки восточного происхождения этрусков. Однако следует соблюдать величайшую осторожность, поскольку этот феномен можно объяснить воздействием и совершенно иных факторов.

Понадобится слишком много места, чтобы перечислить все этрусские обычаи, религиозные представления и художественные приемы, которые часто и обоснованно связывают с Востоком. Упомянем лишь наиболее заметные факты. Женщины этрусков, как и в ,
занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины.
Но такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен.
Там, как и в Этрурии, женщины присутствуют на спектаклях, представлениях и играх,
не оставаясь, как в Греции, затворницами в тихих покоях женской половины.

Мы видим этрусских женщин на пиру рядом с мужьями: на этрусских фресках часто изображают женщину, возлежащую рядом с хозяином дома за пиршественным столом
. Вследствие такого обычая греки, а затем и римляне безосновательно обвиняли этрусских женщин в аморальности. Надписи дают еще одно подтверждение видимого равноправия этрусской женщины: нередко лицо, посвящающее надпись, упоминает имя матери наряду с именем отца или даже без него. У нас есть свидетельства распространения такой матронимии в Анатолии, особенно в Лидии. Возможно, в этом проявляются следы древнего матриархата.

Рис. 6. Супружеская чета на погребальном пиршестве. С гравюры Байреса в «Гипогеях Тарквинии», часть IV, илл. 8.

В области искусства и религии точек совпадения еще больше. В отличие от греков и римлян, подобно многим восточным народам, этруски исповедовали религию откровения, чьи заповеди ревностно оберегались в священных книгах. Верховные боги этрусков составляли троицу
, которой поклонялись в тройных храмах. Это Тиния, Уни и Менерва,
которых римляне, в свою очередь, стали почитать под именами Юпитера, Юноны и Минервы.

Культ троицы
, которой поклонялись в святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трех богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации. Этрусские гробницы нередко окружают cippi – низкие столбы с украшениями, являющимися символом божественного присутствия, или без них.
Они высечены из местного камня – либо из ненфро, либо из вулканических пород – диорита или базальта. Это напоминает малоазиатский культ, в котором божество часто представлено в виде камня или колонны. Яйцеобразные этрусские колонны
также изображают в схематической и символической форме покойника как обожествляемого героя.

Даже древних поражало нездоровое и маниакальное отношение этрусков к божествам, их постоянное стремление узнать будущее, изучая предзнаменования, посланные людям богами. Такая пагубная религиозность, столь большой интерес к прорицаниям
неизбежно заставляет вспомнить аналогичные настроения у многих восточных народов. Позже мы подробнее рассмотрим технику предсказаний, необычайно распространенную у этрусков.

Этрусские жрецы – гаруспики
– у других народов древности имели репутацию мастеров в искусстве прорицания. Они преуспели в толковании знамений и чудес. Аналитический метод гаруспиков всегда основывался на невероятно запутанной казуистике. Удар грома, столь сильно ассоциирующийся с тосканскими небесами, где часто бушуют ужасные и жестокие грозы, являлся предметом исследований, поражающих нас своим подробным и систематическим характером. Гаруспики, по мнению древних, не знали себе равных в искусстве фульгуратуры. Однако некоторые восточные народы, например, вавилоняне
, задолго до них пытались истолковывать грозы с целью угадать волю богов. До нас дошли вавилонские тексты,
в которых объясняется смысл грома в зависимости от соответствующего дня года. Они имеют несомненное сходство с этрусским текстом,
который сохранился в греческом переводе Иоанна Лидийского и представляет собой не что иное, как календарь гроз.

Любимым занятием гаруспиков было изучение печени и внутренностей животных, принесенных в жертву богам;
кажется, само название гаруспиков происходит от этого обряда. Мы видим на этрусских барельефах и зеркалах изображения жрецов, совершающих эту странную операцию, которая также напоминает нам о древних ассиро-вавилонских обычаях. Разумеется, такой метод прорицания был известен и применялся в других странах. Например, есть многочисленные свидетельства, что он практиковался позднее в Греции. Но нигде больше ему не придавали такого колоссального значения, как в некоторых странах древнего Востока и в Тускии. В ходе современных раскопок в Малой Азии и Вавилонии было обнаружено множество терракотовых моделей печени.
На них вырезаны пророчества, основанные на конфигурации изображенных органов. Аналогичные предметы найдены и в этрусской земле. Самый знаменитый из них – бронзовая печень, обнаруженная в окрестностях Пьяченцы в 1877 г.
С внешней стороны она разделена на несколько частей, носящих имена тусских богов
. Эти божества занимают определенные области на небе, которым соответствуют четко определенные фрагменты печени жертвы. Каким богом послано знамение, определялось по тому, на какой части печени был найден знак
; точно так же молнию посылал бог, который владел той частью неба, откуда она ударила. Таким образом, этруски, а до них вавилоняне, усматривали параллелизм между печенью жертвенного животного и миром в целом: первая представляла собой всего лишь микрокосм, воспроизводящий в крохотном масштабе строение мира.

В сфере искусства на связь с Востоком указывают очертания некоторых предметов и специфические способы обработки золота и серебра
. Этрусские предметы из золота и серебра сделаны с большим мастерством еще в VII веке до н. э.
Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью. Восхищаясь ими, мы невольно вспоминаем тонкую технику ювелиров Ближнего Востока.

Понятно, что такое совпадение хорошо известных фактов лишь подкрепляет убежденность сторонников «восточной гипотезы». И все же немало ученых склонны принять идею о коренном происхождении этрусков, которую почти две тысячи лет назад выдвинул Дионисий Галикарнасский
. Они ни в коем случае не отрицают родства, связывающего Этрурию и Восток,
но объясняют его по-иному.

До индоевропейского вторжения Средиземноморский регион был населен древними народами, связанными многочисленными узами родства
. Захватчики, явившиеся с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., уничтожили почти все эти племена.
Но тут и там неизбежно оставались некоторые элементы, пережившие общий катаклизм. Этруски,
говорят нам сторонники этой гипотезы, представляют собой именно один из этих островков древней цевилизации
; они пережили катастрофу, что объясняет средиземноморские черты этой цивилизации. Таким образом можно объяснить бесспорное родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и Эгейского бассейна, наподобие тех, что запечатлены на Лемносской стеле.

Такова весьма привлекательная точка зрения, которой придерживается ряд лингвистов
– учеников итальянского исследователя Тромбетти.
Две недавно изданные книги Массимо Паллоттино и Франца Альтхайма
дают научное обоснование этого тезиса. Оба автора подчеркивают один существенный момент своей аргументации. По их мнению, вплоть до нынешнего времени проблема крайне некорректно формулировалась. Мы всегда задаемся вопросом, откуда пришли этруски,
словно это самое естественное дело, когда целый народ неожиданно объявляется в каком-то регионе, который позже становится его родиной. Этруски известны нам лишь по Апеннинскому полуострову (и островов Эгейского моря?);
фактически здесь разворачивается вся их история.
Тогда зачем мы должны задаваться чисто академическим вопросом об их происхождении? Историка скорее должно интересовать, как формировалась этрусская нация, её цивилизации. Чтобы решить эту проблему, ему не обязательно постулировать восточное происхождение этрусков,
которое невозможно доказать и которое в любом случае весьма маловероятно.

Рассказ Геродота
следует воспринимать как разновидность тех многочисленных легенд, к которым обращаются древние авторы, повествуя о происхождении народов. Этруски, видимо, происходили от смешения этнических элементов различного происхождения;
именно из такого смешения возникает этнос, нация с четко определенными характеристиками и физическими чертами. Таким образом, этруски снова становятся тем, чем они никогда не переставали быть, – чисто италийским феноменом.
Поэтому мы без сожалений можем расстаться с гипотезой об их миграции из другой страны, источник которой в любом случае требует крайне осторожного к себе отношения.

Такова суть нового учения
, которое отрицает полуисторическую-полулегендарную традицию и странным образом повторяет выводы Дионисия Галикарнасского
, первым попытавшегося опровергнуть эту традицию. Так люди, имеющие репутацию в современной этрускологии, объявили себя сторонниками автохтонности, или, по крайней мере, частичной автохтонности этрусского народа
, отрицая традиционную гипотезу, хотя её продолжает поддерживать значительное число исследователей.

Мы должны признать, что нелегко сделать выбор в пользу той или иной теории. Попытки Альтхайма и Паллоттино доказать италийское происхождение этрусков
опираются на ряд наблюдений, безусловно верных и выдерживающих проверку, что бы мы ни думали об их идее в целом. Разумеется, куда более важно проследить строго историческую эволюцию этрусского народа на тосканской земле,
чем растрачивать силы, пытаясь выяснить, откуда он взялся. В любом случае, не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа.
Он появился на свет благодаря слиянию различных этнических элементов, и мы должны отказаться от наивного представления о народе, который внезапно, словно чудом, появляется на итальянской земле. Даже если и были миграция и нашествие завоевателей с востока, они могли быть довольно малочисленными группами, которые смешались с италийскими племенами, уже давно жившими между Арно и Тибром.

Итак, вопрос в том, следует ли придерживаться идеи о мореплавателях из Анатолии, которые прибыли в Средиземное море и искали на берегах Италии место, где они могли бы жить.

Нам представляется, что с такой четко определенной точки зрения предание о пришельцах с Востока сохраняет свое значение. Только оно позволяет объяснить зарождение в конкретный момент времени цивилизации в значительной степени совершенно новой, но обладающей многими чертами, которые связывают этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром
. Если теорию об автохтонности
довести до логического завершения, будет трудно объяснить неожиданное зарождение ремесел и искусств, а также религиозных представлений и обрядов, которые ранее не были известны на тосканской земле.
Выдвигались предположения, что произошло своего рода пробуждение древних средиземноморских народов – пробуждение, вызванное развитием морских и торговых связей между Восточным и Западным Средиземноморьем в начале VII века до н. э.
Но такая аргументация не в силах объяснить, чем вызвано такое быстрое развитие культуры в Италии, чья цивилизация находилась на отсталом и во многих отношениях первобытном этапе.

Разумеется, миграцию нельзя датировать, как утверждает Геродот, 1500-1000 гг. до н. э.
Италия входит в историю на более позднем этапе. На всем полуострове бронзовый век продолжался примерно до 800 г. до н. э. И лишь к VIII в. до н. э. мы можем отнести два события, имевшие величайшее значение для истории древней Италии, а соответственно, и всего Западного мира, – прибытие первых греческих колонистов на южные берега полуострова и на Сицилию ок. 750 г. до н. э.
и первый расцвет этрусской цивилизации в Тоскане, происшедший, по бесспорным археологическим данным, не ранее 700 г. до н. э.

Таким образом, в Центральной и Южной Италии более или менее одновременно развивались два великих центра цивилизации,
и оба внесли свой вклад в пробуждение полуострова от длительного сна. Ранее тут не существовало ничего сопоставимого с блестящими цивилизациями Ближнего Востока – египетской и вавилонской. Это пробуждение отмечено началом этрусской истории, а также прибытием эллинов
. Прослеживая судьбу Тускии, мы видим приобщение Италии к истории человечества.

Реймон Блок Этруски. Предсказатели будущего.

| | Глава 3.

«Краниометрические данные из этрусских гробниц дают информацию о том, что это был неиндоевропейский и несемитский народ, а типичные жители Восточного Средиземноморья раннего Бронзового века. Как и более ранние представители эль-Аргар из Испании, мезоцефальные значения черепного указателя доминируют над долихоцефальными и брахицефальными, формируя с этими экстремальными значениями равные пропорции. Стоит заметить, что метрические характеристики обеих серий очень схожи, но черепа этрусков немного крупнее, что неудивительно.

На этрусских черепах сильно сглажены надбровья; стенки черепной коробки не параллельные, как у классических средиземноморских форм, а расширенные у затылка и сужающиеся в лицевой части черепа; лоб – узкий; орбиты высокие и круглые; нос – узкий. Этруски с типично ближневосточной черепной коробкой, напоминают каппадокийский тип, обнаруженный в хеттский период в Алишаре и планоциптальных брахицефалов, обнаруженных в гробницах Кипра. В римские времена эти две вариации были смешаны, результатом чего стали различные мезоцефальные формы, к которым также относились и финикийцы»

«…Особенности строения лица включали известный «римский» нос, который, возможно, имели частично этрусское происхождение»

К. Кун о населении Северо-Центральной Италии

«В населении Болоньи заметно значительное преобладание альпийского и динарского типов, особенно, в прошлом, но одну треть популяции составляют долихоцефалы. Среди этой трети нордический тип не является редкостью, но более значительным элементом является высокий, тонкокостный, тёмнопигментированный, длиннолицый тип, с тонким, прямым или выпуклым носом и тонкими губами. Это вариант атланто-средиземноморского типа с некоторыми каппадокийскими чертами, принесенными из Западной Азии мореходами, включая этрусков. Этот тип сочетается с наклоном глазной щели, которая является очень длинной, высокими арками изогнутых бровей…Красота болонских женщин, ставшая нарицательной, связана с вышеуказанным типом, который ответственен за эту репутацию. Это тип распространен и в других регионах Северной Италии, а также часто изображался на картинах живописцев эпохи Возрождения. Этот тип также найден как незначительный элемент в Тироле…»

Вышеуказанный центральноитальянский тип:

Отрывок из работы Дж. Серджи
, «Средиземноморская раса»
(1895)

«Этруски
. Этрусский вопрос представляет собой многогранник различных аспектов, среди которых вопрос происхождения цивилизации и физических характеристик, хронология, происхождения язык, а также италийские и вне-италийские влияния. Я не собираюсь полностью решить эту проблему на нескольких страницах, на которых этруски будут лишь кратко рассмотрены, а не рассмотрены как основной объект моей работы.

В итальянской версии этой книги я обозначил этрусков как «Поздних пеласгов», как отдельную малоазийскую ветвь Пеласгов, мигрировавшую морским путем в Италию, схожую с пеласгами, населявшими Грецию и часть Италии. Я полностью воспринял традиционную версию Геродота
, противоположную мнению германцев о том, что Рассены были альпийскими Рэтами, переселившимися в Центральную Италию. Эта более поздняя [германская] версия была отброшена в сторону из-за своей абсурдности, подобной аргументации о том, что солнце встает на западе. Согласно Бризио, собравшему значительные доказательства своих теорий, этруски имею восточно-средиземноморское происхождение; другой известный исследователь, Монтелиус, имея значительный авторитет, подтвердил эту же теорию. Я не согласен с хронологией Монтелиуса, в которой появление этрусков датируется 11 в. до н.э. – я всё же поддерживаю своё старое мнение о том, что это событие нельзя датировать раннее, чем второй половиной 8 в. до н.э., с чем также согласен Артур Эванс. Хотя проблема хронологии требует дальнейшего обсуждения.

При изучении, на протяжении последнего времени, антропологических характеристик этрусков, мною было отмечено, что наличие в этрусских могилах двух расовых типов имеет отношение к смешению ранних жителей Умбрии, в погребениях которых представлены практически только средиземноморские типы, а также поздних арийских завоевателей. Также я отметил, что «толстые этруски» Катулла относятся к чужому элементу, не являющемуся этрусским. Что интересно, этот элемент до сих пор присутствует среди населения Этрурия, в то же время, как я отметил, что истинно этрусский тип абсолютно преобладает на изображениях из более древних гробниц и на некоторых терракотовых саркофагах
. Великие гробницы в округе Чиуси являются бес сомнения этрусскими, и там мы можем найти различные сцены из жизни и множество человеческих фигур. Я не нашел там тучные фигуры, а лишь стройные и деликатные формы, с удлиненными лицами средиземноморского типа
. Тучнее фигуры, с более крупными головами и широкими лицами, являются чуждым элементом, а не этрусским.

Физические черты этрусков были средиземноморскими, они были истинными италиками, и безусловно они принадлежали к Пеласгической ветви.

Среди других аргументов, поддерживающих эту позицию, являются надписи из Лемноса, имеющие отношение к этрускам. Я должен сказать, что этрусский язык является пеласгическим и представляет собой ветвь средиземноморских языков, ныне мертвую и, согласно мнению Бринтона, связанную с ливийскими языками.

Сохранившиеся идеи Корссена и более недавних Декка и Латте, о том, что арио-италийские сходства имеют места быть, попадают под сомнение, вследствие того, что этруски жили обособленно среди ариезированного населения, и изменения имели место лишь в нескольких случаев. Этрусский язык всегда будет проблемой для арио-фильских лингвистов, которые не могут найти способ интерпретировать это.

Стоит отметить, что этрусские колонии, занимавшие территорию Умбрии, не могли быть очень многочисленными, но учитывая цивилизационное превосходство, они доминировали в моральном и материальном смысле над окружающим населением, и следовательно могли изменить систему обычаев, в том числе и способ захоронений, которые практически всегда смешивались, сочетая и захоронения в гробницах, и кремацию, что я лично наблюдал при помощи в раскопках бедных и традиционных могил.

Истинные этрусские могилы разделены на камеры и является более или менее богатыми и просторными. Выдолбленные в скалах или выкопанные в земле, хотя и разделенные на камеры, всё же принадлежат к местному народу, который был этрусканизирован. Следовательно не все захоронения на этрусской земле являются этрусскими, и большая их часть должна принадлежать населению, предшествующему этрусской колонизации, хотя и испытавшему влияние новых пришельцев.

Это влияние, насколько сильным оно было, всё же было недостаточным для трансформации языка покоренных в язык покорителей; после ликвидации этрусского доминирования этрусский язык исчез навсегда, оставшись лишь на каменных письменах, непонятных и нерасшифрованных, несмотря на то, что иногда они двуязычны.

Истинное первичное влияние этрусков является цивилизацией, ставшей «отправной точкой» для развития латинской цивилизации, а также экспансии восточно-средиземноморской цивилизации в Италию, а также в Центральную и Северную Европу
».

Черепа этрусков из вышеуказанной книги Серджи:

Изображения из этрусских гробниц:

Подытожив всё вышесказанное (описания Куна и Серджи, а также изображения из этрусских гробниц), можно выделить следующие антропологические черты, изначально характерные для этрусков (изначальный тип этрусков, позднее частинчо измененный в результате ассимиляции автохтонов:

Рост — средний / средне-высокий
Черепной указатель — мезоцефалия/суб-долихоцефалия
Форма волос — вьющиеся
Череп — длинный средне-широкий
Телосложение — тонкокостное; длинные ноги сочетаются с относительно коротким торсом
Размер черепной коробки — средне-крупный
Высота свода черепа — средняя
Цвет волос — тёмный (каштановый или чёрный)
Спинка носа — прямая или выпуклая; переносье — высокое.
Надбровья — сглаженные
Лоб — низкий, узкий

Восточносредиземноморские формы современной Италии:

В качестве вывода…

Как уже было отмечено Серджи, этногенез населения Этрурии был тесно связан с этрусканизацией автохтонного населения Тосканы, Умбрии и Лациума пришельцами из Малой Азии, а также с гомогенизацией новой, появившейся в результате вышеуказанных процессов популяции. Изначальный этрусский элемент смог стать доминантным лишь в Южной Тоскане (собственно, Этрурии). В Северной Тоскане, Лацио и Умбрии экспансия этрусков и этрусканизация местного населения привела к формированию множества новых форм — как в антропологическом плане (влияние на специфику расогенеза населения Центральной Италии), так и в культруно-цивилизационном (формирование цивилизационного базиса Римской (латинской) цивилизации).

P.S.
Статья, подтверждающая выводы Серджи (т.е. и теорию Геродота) о происхождении этрусков:

«The mystery of Etruscan origins: novel clues from Bos taurus mitochondrial DNA»

Выводы по статье:

«Мы предполагаем, что конец Бронзового века является периодом, который тесно связан с прибытием в Центральную Италию новых переселенцев с востока. Эти люди, вмести с их рогатым скотом, приплыли и обосновались в Тоскане. Возможно, это было связано с последствиями таких катастрофических событий, как цунами, произошедшее в конце Бронзового века в Эгейском море и Восточном Средиземноморье (Нур и Клайн, 2000). Смешение этих людей и их животных с автохтонными италийскими популяциями посеяло семя этрусской культуры, а также сформировало геном местных пород рогатого скота».

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.